» Автобиографии » Избранное » Ранняя лирика » Маленькие поэмы
» Черный человек » Стихи 1910-1915 » Поэма о 36 » Анна Снегина
Анкета с вопросами о Есенине

    Как Вы относитесь к поэзии Есенина?
    Высоко ли цените его творчество?
    Какие стихотворения и поэмы его Вам больше всех нравятся?
    Какие недостатки, по Вашему, в его творчестве?
    Можете ли что-нибудь сказать о роли Есенина в развитии русской поэзии?

    КОРНЕЙ ЧУКОВСКИЙ

Вы можете обвинить меня в дурном вкусе, но я очень не люблю поэзию Есенина и никогда не интересовался ею.

Встречался с ним не раз но встречи эти были мимолетные и не оставили во мне хороших воспоминаний. Желаю Вам успеха!

    ВЕРА ИНБЕР
Вы спрашиваете о Есенине. Это был поэт исключительной лирической силы. Я люблю Есенина. Но он шел совсем другой дорогой, и мне с ним как-то не по пути.

Вы спрашиваете, какие недостатки я нахожу в его творчестве. Основным не то что недостатком, а скорее основной особенностью, далекой от меня, была его тематика. Я - прирожденная горожанка. Всю жизнь провела в больших городах, и стихия деревни, такая близкая Есенину,- далека от меня.

Вы спрашиваете о роли Есенина в русской советской поэзии. Его роль велика...

    ВСЕВОЛОД РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
Поэзию Есенина люблю, так как вижу в ней полное и искреннее выражение чувств человека, любящего свою Родину - и в ее природе, и в основных свойствах русского характера.

Творчество Есенина ставлю высоко, потому что оно очень национально и вместе с тем включает в себя и общечеловеческие черты.

Из стихов Есенина люблю те, в которых проходят две близких ему темы-природа и любовь. Они пленяют необычной чистотой выраженного в них лиризма, основа которого, несомненно, лежит в близкой потому мелодике народной песни. Столь же свежа и его образная система - не книжная, не опосредствованная, а свойственная людям, живущим в непосредственном общении с миром окружающей их природы. Из поэм Есенина мне больше всего нравится "Анна Снегина", в которой несомненно есть что-то от пушкинских интонаций.

Недостатки Есенина? Их не так уж мало. Строго говоря, он не был взыскательным мастером стиха. Писал кровью, порою поддаваясь минутным, скоропроходящим настроениям - и потому иногда небрежно. Но в лучших своих достижениях он несомненно, поднимался до классической высоты - особенно в своей лирике.

О влиянии поэзии Есенина сказать можно было бы многое. И самое главное в том, что чистый лирический голос Есенина, так любимый простым народом я притом людьми различного уровня, очень резко выделяется на фоне поэзии, которую условно можно было бы назвать "книжной", своей удивительной непосредственностью и ярко выраженным мелодическим началом. Его стихи хочется петь, а они и в самом деле часто становятся песнями. Он и сам исполнял их, слегка напевая.

В заключение можно сказать, что широкая популярность Есенина - и в читательской, и в литературной среде - обусловлена тем, что его стихи - простые и ясные по своей форме - всегда насыщены глубоким внутренним волнением и с предельной искренностью выражают правду его жизни, о которых он предстал существом с другой планеты. Эта другая планета - деревня.

    ПАВЕЛ АНТОКОЛЬСКИЙ
Трагическая гибель Есенина потрясла меня страшно, раскрыла его личность, его судьбу и значение заново, в ином неожиданном ракурсе, в ином - багровом освещении.

Когда, уже в 30-х годах, я писал свою поэму о Франсуа Вийопе, то у меня возникла невольная оглядка на Есенина, на его бездомность и неприкаянность - в культуре, в любом человеческом обществе. Из произведений Есенина я больше всего люблю "Москву кабацкую". "Исповедь хулигана - есть "урбанистический" цикл.

Теперь - на старости лет ясно вижу, что этот гениальный юноша ,навсегда оставшийся юношей в глазах новых поколений, вырастает с каждым годом. Вырастает, как мощное и вечно цветущее явление. Есенина поют! Это не кем-то сложенные песни, а нечто большее! Это первоначальное, первобытное свойство настоящей поэзии. Ведь поэзия сначала только звучала, была произнесена или спета; гораздо позже, лишь мною веков спустя ее стали читать.

Кажется, во втором абзаце я ответил и на третий Ваш вопрос. Вообще же я думаю, что формула "роль поэта в развитии..." и так далее это неудачная формула. Она годится для учебника, для литературоведения в дурном смысле термина, а не для самой поэзии, которая была, есть и будет становым хребтом всей данной культуры в целом (имею в виду национальную культуру)...

    НИКОЛАЙ ТИХОНОВ
Большую лирическую силу, ту песенность и предельную искренность, которые так близки к народшым чаяниям разных поколений Есенин чувствовал не по наслышке. Его стихи пользуются большой популярностью у современных молодых людей. Они поются, как романсы и песни. Он - цельный поэтический характер, с трагической судьбой, - последний поэт деревни.Это не совсем так. Конечно, он оплакивал гибель старой деревни, старое отношение к родной природе, заменяющееся иным сегодня, но он поэт широкой темы - всечеловеческой, и его печаль, его грусть, его ощущения мира - это не только поля или хаты, это мир огромных радостен и печалей, огромных переживаний и жажда настоящей вдохновенной любви, смелости, дерзости, русской вольности. Он любит жизнь и поет о ней всем сердцем.

Можно подойти по-другому к его стихам, чисто индивидуально. Мне творчество молодого Есенина не кажется сильным. Поэт только начинает накапливать эту силу - нечто божественное в образах имажинистских - попытка не из удачных.

В последнии период, его слабый техниески, привычный, классической закваски стих был бы невыразительным, если бы он не пропитал его своей биографией и тогда этот стих зазвучал трагически и убеждающе, потому что в нем уже преобладала такая последняя искренность, которая заменяла вес красоты образного языка. В нем говорила сама судьба поэта. Эти стихи - как дорожные знаки по пути к безвыходному тупику.

В развитии русской советской поэзии он сыграл необыкновенно интересную роль. В те годы господствовало много разных поэтических школ. Но Маяковский и Есенин представляли как бы основное деление напраплсний. Все приема поэтов, чьи имена стали во главе новой поэтической эпохи, были совершенно противоположными друг другу. Искренняя классическая интонация, песенность - Есенина, и - разговорная, прозаическая и насыщенная условной гиперболическом речью - Маяковского, говорили и о богатстве поэзии.

    ИЛЬЯ СЕЛЬВИНСКИЙ
Есенина очень люблю: это сердечный лирик и великолепный живописец. Что касается его недостатков, то у меня есть на это своя точка зрения. У большого поэта недостатков не бывает. Какие-то грани его творчества могут нам не нравиться, но это не значит, что перед нами недостатки. Нет, это говорит лишь о том, что мы столкнулись с такими чертами его личности, которых не умеем объяснить. Больших мастеров надо изучать; они не подлежат критике? Орел ведь не канарейка.

Роль Есенина в развитии русской поэзии своеобразна.Он далеко двинул вперед поэтическое ощущение природы. До Есенина в поэзии почти не было березы, после Есенина она стала символом русской поэзии. Но этим не исчерпывается значение этого поэта. В своем творчестве Есенин с предельной откровенностью обнажил основные противоречия души человека переходного периода - от капитализма к социализму. А откровенность в поэзии один из лучших показателей талантливости натуры.

    АЛЕКСАНДР ПРОКОФЬЕВ
Стихи Есенина мне нравятся, особенно нравятся «Персидские мотивы», лирика. Он вообще лирик в каждой своей строчке. Не считаю его удачей «Москву кабацкую» и слабо воспринимаю некоторые его имажинистские вещи. Во всей остальной своей работе он для меня светел.
    МИХАИЛ ИСАКОВСКИЙ
Поэзию Сергея Есенина я очень ценю и люблю... Особенно мне нравятся его лирические стихи (почти все), а также поэмы такого типа, как например, «Анна Снегина». Когда-то в юности я очень сильно увлекался поэмой Есенина «Пугачев», но потом она перестала мне нравиться, т.к. написана она все же довольно вычурным языком. (Она была написана, по-видимому, в период увлечения Бсенина имажинизмом.)

Определенно мне не нравятся стихи Есенина из так называемого цикла «Москва кабацкая». Не нравятся и некоторые другие стихи Есенина, которые у нас принято называть упадочническими. Все это я считаю недостатком творчества Есенина.

Вкратце же я могу сказать, что Есенин, по моему мнению, оказал большое влияние на развитие советской поэзии. Это влияние, по-видимому, продолжается и сейчас.

...Извините, что ответы столь кратки. Я сейчас довольно серьезно болен, нахожусь на лечении в санатории и мне трудно чем-либо заниматься.

    АЛЕКСАНДР ЖАРОВ
Есенина я считаю поэтом не меньшим, чем Маяковский. При этом я не противопоставляю этих двух поэтов друг другу. Они разные по характеру, по манере, по подходу к явлениям жизни. Но для меня они - две стороны одной медали, золотой медали русской поэзии.

У Есенина почти все отмечено печатью большого, оригинального дарования.в том числе и его больные (кабацкие) стихи. Но более всего меня потрясают его стихи о России, о природе, о любви к людям и ко всему живому на земле.

Недостатки есенинского творчества, по-моему, не снижают его значения. Не хочется говорить о них. Скажу лишь, что мне неприятен налет чуждых Есенину формалистических влияний, который можно видеть в отдельных стихах или строфах («рваные животы кобыл, черные паруса воронов» или «любители песенных блох» и некоторые другие вольности, являющиеся мальчишеской данью Есенина имажинизму).

Роль Есенина в развитии русской (и не только русской) советской поэзии весьма значительна. Мне думается, что роль эта будет возрастать по мере роста в нашей стране коммунистических отношений.

    АЛЕКСАНДР ТВАРДОВСКИЙ
Что касается Есенина, отвечаю кратко: я не испытал его влияния. разве что в самом раннем, бессознательном возрасте, когда только что начинал писать. Его лирический дар я признаю, но не склонен преувеличивать его значение, влияние на развитие нашей поэзии. Для меня в юношеский период куда большее значение имел Михаил Исаковский с его реализмом в изображении деревни (об этом Вы могли прочесть в моей «Автобиографии»), хотя сам Исаковский в то время как раз был под заметным влиянием Есенина. Так бывает!..
    НИКОЛАЙ ГРИБАЧЕВ
Не чья-то злая воля, а рука истории наложила свою печать на творчество Сергея Есенина - одного из ярчайших и удивительнейших представителей русской поэзии.

Не приемлю кабацких стихов, «Черного человека» и всего того, что к этому близко - здесь вроде бы и остается еще есенинская искренность и живописность, но утрачивается цельность и непосредственность натуры поэта, чистота души. Он как бы искусственно, без достаточного внешнего и даже внутреннего повода доводит себя до крика и срывает голос. Малоубедительной становится интонация, электри ческой - образная система, ибо кричать в меру боли -дело нормальное, а делать из боли как бы предмет самолюбования -значит, изменять поэзии...

Школы Есенин не породил и не мог породить. Почему? Потому, я думаю, что форма не может развиваться последователями в отрыве от содержания а содержание, мир есенинской поэзии ушел вместе с ним...

    ЯРОСЛАВ СМЕЛЯКОВ
Считаю необходимым сказать, что творчество Есенина сыграло большую роль в нашей поэзии и что все известные мне писатели относятся к Есенину уважительно и нежно и все мы до сих пор горюем о его ранней и трагической смерти...
    СЕРГЕЙ СМИРНОВ
Мне представляется, что в русской советской поэзии Есенин является звездой первой величины... Если бы я был ваятелем, я бы изобразил Серея Есенина не просто красивым русским человеком, а человеком -несущим на протянутой ладони собственное сердце, и это было бы выражением доверия к людям, верой в грядущее, где по праву займет свое почетное место пронзительная, напевная, нежная, образная и навечно молодая муза этого редкостного русского умельца слова...

Если взять всех современных поэтов, то Есенин был и остается для меня - самым первым, даже по количеству стихов, дорогих мне... Я бы не хотел говорить о недостатках в творчестве Есенина, но мне какими-то чужими кажутся все стихи и поэмы, где Есенин рядится в одежду инока, оперирует церковными речениями. Тут он, по-моему, выглядит театрально и эти его произведения не пользуются широкой популярностью... Ясность, искренность, предельная простота, нигде не переходящая в простоватость, образность, внутренний, лишенный афиширования патриотизм,- вот свойства, которые наследует от Есенина русская советская поэзия.

    ВИКТОР БОКОВ
Я всегда считал и считаю, что Есенин — величайшее национальное явление в русском искусстве.

Я выделяю его из круга поэзии в круг искусства, потому что в Есенине выразилось много сторон народного искусства — и орнамент, и живописность, и певучесть, и образность, которой в такой силе проявления и яркости ни у кого из русских поэтов больше нет, разве только есть в гениальном «Слови о полку Игореве».

Я ставлю Есенина рядом с Андреем Рублевым. Оба они апостолы певучей человечности, оба изрекли из русского быта великие создания художественного духа, оба пропели нежную песню живой плоти, паря на крыльях великого одухотворения.

Я принимаю Есенина всего целиком и никогда не думал, какие недостатки в нем есть. Хотя все поэты-современники в один голос теперьпоют хвалу Сергею Есенину, но, думаю, глубинного постижения этого гения многим из них не хватает. Понять Есенина во всей его глубине без глубокого понимания русского народного искусства в единстве стиля, во всей его совокупности - нельзя.

Усваивают часто только одну из сторон его поэзии: или искренность и автобиографичность, или живописность стиха, или его музыкальность. А его свечение, его грешную молитвенность перед плотью - многие не осознают, но это не вина Есенина. Для меня поэзия Есенина, как древняя церковь Покрова на Нерли -стоит, белеет на зеленом лугу и из дальних веков седой старины зовет меня, современника, к себе, присесть. отдохнуть, подумать, кто я, человек, есть, что я на земле должен делать, как я обязан относиться к своему ближнему.

Есенин — ярко-зеленая травинка под ослепительно синим небом России. Она и бессильна и могуча, ее можно примять, но можно и обойти. Есенин - природа, Есенин - дух, Есенин — великая любовь, которая, собственно, и творит все лучшее, что есть на земле...

    КОНСТАНТИН СИМОНОВ
Объективно Сергей Есенин, конечно, высоко-даровитый и замечательный поэт, но субъективно его поэзия для меня всегда была очень далека. Я ею не увлекался ни в молодости, ни в зрелые годы...

В русской поэзии 19 века я больше всего люблю Пушкина и Лермонтова; в русской поэзии 20 века я больше всего люблю Блока, Маяковского и Твардовского.

    МАРГАРИТА АЛИГЕР
...О Сергее Есенине. Я очень высоко ценю этого поэта, считаю его существование событием в русской поэзии, и в юности моей были такие периоды, когда я очень им увлекалась. Но, становясь старше и взрослее. я все больше от него отходила, он все реже бывал мне интересен и необходим. В его поэзии, столь волнующе пленительной и музыкой своей и эмоциональным строем, мне недоставало интеллектуальности, разнообразия и глубины мысли. Подчас она казалась мне чересчур эгоцентрической, даже порою самовлюбленной, а этого я в искусстве не люблю. Я не знаю, можно ли назвать эти мои ощущения недостатками в творчестве Есенина.может быть, это только мои субъективные ощущения, объясняемые моими, а не Есенина. недостатками. А может быть, это объясняется тем. что он был еще так молод, когда писал все, что нам осталось... Меня, разумеется, и сейчас трогают отдельные лирически стихи, очень уж они тонки, музыкальны, эмоциональны, но больше всего другого я предпочитаю более зрелые вещи: «Анну Онегину», «Черного человека»...
    ВЛАДИМИР СОЛОУХИН
Есенин — великий русский поэт. Больше всего люблю, пожалуй, поэму «Анна Онегина». О недостатках большого поэта говорить трудно, хотя они есть у каждого.

Есенин бесспорно оказывает большое влияние на всю последующую поэзию и будет его оказывать...

    БУЛАТ ОКУДЖАВА
Есениным я «переболел» в юности. Отдавая высокое должное его таланту, я все-таки не отношу его к числу своих любимых поэтов: мне с ним немного скучно. Многие из его вещей нравятся мне, перечислять долго.

Поэзии необходимо сочетание интеллекта и поэтичности. Первым Есенин обладал в малой степени. Может быть, это мешает мне принимать его полностью.

Влияние Есенина на советскую поэзию огромно, если говорить о советской поэзии 30-х годов.

Боюсь, что Вас не смогут удовлетворить столь краткие и банальные ответы, но подробнее в письмах - не умею.

    ЕВГЕНИЙ ВИНОКУР
Я очень люблю и ценю Есенина считаю, что он имел самое прямое влияние на мое творчество. Есенин для меня - один из важнейших поэтов.- принципиально важных. Его недостаток - некая однообразность если это можно считать недостатком а не своиством его.
    РИММА КАЗАКОВА
Есенина я люблю как очень русского поэта. Все мы дети своей родины, своего языка, это у нас в крови Есенин человечен, честен, народен и это, мне кажется, главная причина его огромной популярности. Не буду перечислять свои любимые стихи - я воспринимаю Есенина как-то целиком, и эта цельность затрудняет также разговор о недостатках поэзии Есенина. Большинство их проистекают как раз из этой цельности и являются обратной стороной достоинств. В этом смысле, на мой взгляд у Есенина по отношению к какому-нибудь другому поэту недостатков не оольше. чем, скажем, у блондина в сравнении с брюнетом. В своем роде он превосходен, пел, как птица, во все легкие, и его не хочется анализировать, а хочется приникать к нему, как приникают в лесу к ручью, когда хотят напиться.

После Есенина нельзя писать стихи выспренне, бездушно, притворяться, что ты лучше, чем есть на самом деле. Его поэзия не дает нам сфальшивить, как камертон - хору, задает тон искренности, любви к человеку, к родине. В его стихах свежо, вкусно, волнующе до слез звучит наш богатый,здвеликолепный язык, наша гордость и радость.

    БЕЛЛА АХМАДУЛИНА
К поэзии Есенина я отношусь с нежностью и ценю ее высоко - если следовать выбранной Вами формулировке.

Я более суть ее люблю, всю ее сразу, чем то или иное стихотворение. Все же назову: «Мы теперь уходим понемногу», «Не жалею, не зову, не плачу», «Выткался над озером...», «Разбуди меня завтра рано», «Анна Снегина», «Пугачев».

О недостатках поэзии Есенина судить не смею, тем более так поспешно. Да и нужно ли это? - с течением времени и недостатки поэта становятся достоинствами его своеобразия. Скажу только, что печаль Есенина ближе мне. чем его разум,— я из его творчества извлекла много эмоциональных уроков, и не извлекла уроков технических. Предмет его поэзии более меня привлекает, чем слово, которым он обозначен. Впрочем, все это требует более точного и глубокого объяснения.

Я думаю,- что движение русской литературы Есенину многим обязано.Он всем напомнил и напоминает, что поэзия - не лукавый вымысел, а точное объяснение обширной и мятежной жизни человеческого духа. В Есенине — все истинно и всерьез, в речи его - полная горестная свобода.

Разумеется, эту справедливую скороговорку можно отнести и к любому другому подлинному поэту. Мое отношение к Есенину таково, что я любила его много, а думала о нем - мало...

Спустя 30 лет, в канун 100-летия С. Есенина от имени редакции «Российской провинции» литературный критик Инна Ивановна Ростовцева попросила ответить на вопросы профессора Г.Маквэя о Есенине известных современных российских поэтов. Публикуя полученные ответы, редакция полагает, что они окажутся столь же уникальным документом (по истории русской литературы XX века), какими были для своего времени ответы, собранные Г.Маквэем.

    АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ
Великие его вещи, не заучивая, знаю наизусть - «Черный человек», лирика, главы «Пугачева».

Зачем отыскивать крупицы безвкусицы - «Жизнь - обман с чарующей тоскою»?

Кажущиеся нам недостатки поэта - продолжение его достоинств.

Основное видение Есенина - гениальный метафоризм. Мощные метафоры «Пугачева», «Пантократора» и др. предначертали пути последующей русской поэзии. Метафоризм его - весь на открытом чувстве, судьбе, ритме.

Пошляки-декламаторы не хотят слушать записи гениального хрипа Хлопуши: «Я хочу ви-и-деть э-того че-ло-ве-ка».

Эпигоны не замечают его тезиса: «Я последний поэт деревни».

Неотвязная интонация его у многих, даже у Б.Пастернака: «И брешет пес, и бьет в луну глухой кудлатой колотушкой» («На мельнице»).

Но главному - подражать невозможно. Во всем слышен гул Судьбы даже в его имени: Сережа - Береза. «Есенин - весенний, вешен - повешен».

    СЕМЕН ЛИПКИН
Есенин - поэт драгоценный. Если надо назвать наиболее мне близкие его произведения, то это «В том краю, где желтая крапива...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «есть одна заветная песня у соловушки», «Пугачев», «Черный человек».

У Есенина не было недостатков.Как не было недостатков, скажем, у Батюшкова. Можно ли Батюшкова назвать великим? Но, хотя он родился 200 лет назад, ценители поэзии до сих пор очарованы его стихами. Та же судьба, как мне кажется, у Есенина.

Есенин не мог повлиять на советскую поэзию,потому что такой поэзии не было. Поэзия не может быт советской. Другое дело, что в годы советской власти жили и работали великие первостепенные и второстепенные (прекрасные русские поэты): Белый, Блок, Клюев, Мандельштам, Пастернак, Маяковский, Ходасевич, Цветаева ценили талант Есенина.

Насколько мне известно, отрицательно (при этом добродушно) относились к нему Ахматова, а также Багрицкий, Бунин, Заболоцкий, Нарбут, Тарковский и особенно Твардовский.

    НОВЕЛЛА МАТВЕЕВА
Я люблю и очень высоко ставлю поэзию Есенина. И хотя я понимаю, что ее можно и не любить, не представляю себе каким же адски-трудным должно быть внутреннее положение людей, пытавшихся презирать ее.

В этой связи вспоминаютгся мне стихи одной, вообще говоря, довольно недурной поэтессы, но вот ведь что она в тех стихах, простите, учудила! Всю русскую поэзию начала столетия сравнила она с избой,все углы которой поддерживаются только, мол, четырьмя фигурами. А именно - Цветаевой, Ахматовой, Пастернаком и Мандельштамом. Поэты сильные, ничего не скажешь. А Цветаеву и Мандельштама я и сама чту, даже с жаром, но попутно автор выразила почему-то радость и непонятное детское торжество по поводу того, что ни один из этих русско-язычных поэтов не русский! Никогда не догадалась бы, что такие вопросы можно решать в национальном ключе, а где же Есенин? Самый избяной, коли на то пошло, да и в смысле несения на плечах своих креста и крова русской поэзии, разве не самый центральный? Кстати, избы ведь бывают и пятистенные, кажется, он и сам в такой жил, но никогда не был он ни пятой стеной, ни четвертым углом, ни пятой ногой русской поэзии. А его в стихах той поэтессы и на четвертый угол не взяли.

Впрочем, в своей табели! о рангах автор забыла не только Есенина, но и таких, например, титанов пера, как Маяковский, Брюсов, Хлебников, Клюев, Заболоцкий, Багрицкий, П.Васильев, всесторонне блестящий Саша Черный, и мало ли кого еще...

Вот, стало быть, вам пристрастность и вот, стало быть, вам несправедливость, какова она есть!

Наверное, оригинальностью я не блесну, потому что я особенно люблю как раз те стихи Есенина, которые любимы всеми. Конечно же, это «Не буди меня завтра рано...», «Ты жива еще, моя старушка...», «По-осеннему кычет сова...», «Хороша была Танюша...» , «Отговорила роща золотая...», «Клен ты мой опавший...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Черный человек» и вообще всю есенинскую классику, гласом народа, должно быть, недаром отмеченную, - известно же, - но же, что глас народа - глас божий.

Но к поэмам Есенина я почти равнодушна. «Анну Онегину» считаю даже скучной, какой-то слишком заурядной для чтения. Поэму о Пугачеве тоже не люблю, но в ней хотя бы видна, так сказать, обычная необычность поэта.

Вообще же недостатки Есенина так прочно связаны с его достоинствами, что трудновато быть судьей.

Роль Есенина в развитии русской поэзии - вопрос, по-моему, самый сложный. Ведь в индустриальный период Руси он поневоле стоял особняком, шагал один, шумел впустую... Разворовывание его метода к развитию поэзии относилось мало. А потом подвергаться его влиянию стало даже вообще .как мы знаем, опасно. Впрочем, для настоящих поэтов даже влияние Есенина могло быть лишь кратковременным и не таким уж приставучим,- настоящим - саминекогда, самим влиять на других впору. А ненастоящие - просто не в счет. Так может быть, и вообще никаких влияний не существует? А всякое развитие - вещь в себе?

Не знаю. Этот вопрос требует, по-моему, большого и отдельного разговора. Ах, конечно, влияние существует, и развитие существует, хотя и неизвестно, на что! Но так или иначе фигура Есенина кажется мне иногда почему-то самой одинокой в нашей поэзии. И тогда мне вспоминается одна юношеская миниатюра поэта Ивана Киуру:

    На далекой планете,
    Один в целом свете,
    В сером призрачном свете
    Стоит человек.
    Иван Жданов.
Есенин - главный герой своего «романа». Он ввязался в избранный им сюжет, развитие которого привло к тому, что автор неразличим с героем.

Удивительно, но это предсказано мифом о Пигмалионе и Галатее. То есть предсказана опасность такого отождествления. Опасность сближения частной истории с литературным сюжетом, который нужно кормить плотью своей биографии, а ту, в свою очередь, нужно выравнивать в соответствии с законами избранного жанра. И из этого круга нельзя вырваться. Остается возвести свою биографию в канон, отчего она перестает быть биографией и становится житием. Но на других основаниях, отличных от религиозных установок.

Неслучайны поэтому житийные мотивы и религиозные аксессуары. И неслучайно возникает мотив богоборчества в творчестве и житейском поведении. В этом-то он сближается с Маяковским, как это ни странно. Отождествление с революцией или со страной, вовлеченной в нее, доведенное до эмоционального переживания, придает эпическую серьезность их биографиям, независимо от них.

Однако их биографии оказались по отношению к эпохе все-таки частным случаем. И неизбежно переросли в личную трагедию. А когда такой ценой оплачивается биография, она действительно становится похожа на житие.

Есенин - сам себе герой. Его имя вполне вписывается в контекст нашей истории, выраженной в знаменитых литературных образах: Онегин, Печорин, Безухов, Карамазов и т.д.

Приверженность к такому соотношению собственной биографии с собственным творчеством неизбежно требует искренности, откровенности, исповедальности.Однако сами по себе эти качества еще не предполагают возведения каким-либо автором своей биографии в канон. Но в случае с Есениным это как раз совпало.

В дальнейшем мало кому удавалось совершить подобный опыт. Дело не просто в масштабе личности, или в исторической ситуации, или в размерах таланта.

Личностный канон вряд ли может стать сверхличностным, если он лишен религиозного начала.

У новых авторов развитие такой коллизии идет от противного, то есть от осознания трагичности своей биографии, от ее абсурдности и абсурдности истории вообще.

То же отождествление автора и героя, то же сближение биографии с житием, но серьезность перерастает в ироничность, житие пародируется, да и герой пародирует самого себя (И.Бродский, Венедикт Ерофеев, Александр Еременко).

Можно ли это назвать влиянием? Разве что в том смысле, что течение и непредсказуемо...

А биография Есенина продолжает свое животворное дело, влияя на поэтов и побуждая к творчеству...

Продолжателей же у Есенина -нет. «Мысленное древо» памяти языка вместе с его носителем - крестьянством, засохло на корню:

    Не изменят лик лица напевы
    Не стряхнут листа...
    Навсегда твои пригвождены ко древу
    Красные уста...
Так сетовал двадцатидвухлетний поэт на бессилие Слова, не подозревая о провидческой трагичности этой мысли...

Больше всего я люблю у Есенина «Радуницу» - эту как бы его языковую колыбель, которая еще раз всколыхнется в самом конце его удивительной жизни стихами последнего полугодия: «Слышишь, мчатся сани...», «Голубая кофта...», «Спит ковыль...», «Под окошком месяц...», « Снежная замять...», «Клен ты мой опавший...», «До свиданья, друг мой, до свиданья...»

Заканчивалась жизнь, стихи становились все короче, отчаяннее, глуше... Они звучали как бы издали, бубенцами зимней тройки, уносящейся в метель... Унеслись...

Значение и роль Есенина огромны. Он постепенно приобретает рядом с Пушкиным его «равноапостольский» статус, символически запечатлевая великий и таинственный грех раздвоения национальной культуры. которая .кажется, уже начала «троиться», добавляя себе еще и т.н «новорусский» вариант, который своим случайным маргинальным сознанием Есенина и не воспринимает... Впрочем, Пушкина тоже...

    ИННА ЛИСНЯНСКАЯ
К творчеству Есенина я отношусь с восхищением. Есенин был первым поэтом, которого я прочла. С него началось мое знакомство с русской поэзией, а после - с мировой.

Если, например, Шекспир всемирен, то Есенин - всероссиянен. Есенин - обнаженный струнный нерв русского народа.

Из поэм мне больше всего нравятся «Пугачев», «Черный человек». Трудно перечислить есенинские стихи, которые люблю. Но самое любимое, пожалуй, назвать могу; «Не жалею, не зову, не плачу...»

А о недостатках в творчестве Есенина говорить так же странно, как странно мне то, что заладили о Блоке: у него много слабых стихов.

Сужу поэтов не по подножью, а по вершинам.

Может быть, недостаток Есенина - в его автобиографичности, первореальности?

Если так, то я - бесстрашная преемница именно этого свойства лирики Есенина.

Если же говорить о более глубоком влиянии Есенина на русских поэтов, то на ум сразу приходит имя: Николай Рубцов.

    ЮРИЙ КУБЛАНОВСКИЙ
Я люблю поэзию Есенина, но, разумеется, не она определяет для меня лицо русской поэзии XX века. У Есенина непозволительно много неряшливого и необязательного: текст так выпевается из души, что словно престает быть собственно «текстом»; это русская речь, чья гармоническая организованность как бы почти не опосредуется усердием и культурной рефлексией, не организуется в процессе работы - а непосредственно родится такой. Редкий, удивительный феномен, здесь множество поражений, но зато есть и почти в нашем веке непревзойденное: «Черный человек», «Песнь о собаке», «Письмо к матери», «Не жалею, не зову, не плачу», «До свиданья, друг мой, до свиданья» - из самых моих любимых.

Убежден во влиянии есенинской лирики на позднего Мандельштама, и я очень люблю те стихи Мандельштама, в которых «просвечивает» Есенин. Есенин же дал «код» и легиону стихотворцев, особенно провинциальных, - как писать лирику - пейзажную и любовную. Множество Иванов Бездомных, отказавшись от стихов идеологических, когда это стало можно, пытаются говорить «по-есенински».

    МАРИНА КУДИМОВА
Есенин - выдающийся интуитивист в поэзии. Творчество его в этом смысле совпадает с главным руслом развития русской философии. Именно интуитивизм, на мой взгляд, делает ее оригинальной и определяет ее своеобразие в мировой мысли.

Так и у Есенина: не какая-то отдельно взятая творческая особенность выделяет его на русском Парнасе, но общий причудливый ход гениальных интуиции. Кроме тото, Есенин - поэт эсхатологический, поэт катастрофы. В этом смысле я выделяю стихотворения «Гори, звезда моя, не падай...», «Русь уходящая». Поражает весь Зимний цикл. Как ни странно, не очень люблю «Черного человека»: он кажется мне довольно грубо, театрально написанным. Эта театральность, аффектированность представляется мне недостатком Есенина, особенно ярко смотрящимся в «Пугачеве».

Есенин, безусловно, создал мощную школу русского поэтического интуитивизма. Для этой школы ха рактерна внесловесная, может быть, высшая в поэзии, импульсивность, иррациональность. Беда интуитивизма в его привязке к молодости, к спринтерскому способу творческого дыхания. Это определяет драму «второй книги» почти всех поэтов данного направления. Впрочем, несмотря на трагизм, школа Есенина, может быть, несколько искупает избыточную серьезность русской поэзии, на которую намекал еще в свое время Пушкин.

    ЕВГЕНИЙ КУРДАКОВ
Поэзия Сергея Александровича Есенина для меня всегда неизбывная, но горькая радость. Радость от несказанной русскости ее, горечь от ее недопетости...

После расстрелянной плеяды «новокрестьянских» поэтов 20-30-х гг., чье творчество насквозь было пронизано светом Есенина, из национальной поэзии ушло и, видимо, навсегда, одно из самых плодотворных художественных явлений, которое можно обозначить как народное лирическое мифотворчество, заряженное земной духовностью этноса пахаря, его языком, обрядом, песней.

Судьба России на страшном историческом переломе и судьба Есенина слились почти на мифологическом уровне,- и это можно обозначить двумя условными параллелями: Россия - Родное - Преображенное - Поруганное - Смертное. Есенин: «Радуница» - «Инония» -«Москва кабацкая» - «Черный человек».

Вехи весьма приблизительные, упрощенные, но совпадение разительное. И вот потому растворенный судьбою и творчеством в истории Родины, Есенин сам стал национальным мифом, причем на всех уровнях. Есть туманный сомнительный литературоведческий миф, есть убогие, в духе «жестокого романса» мифы образованщины есть мифы и пограничного сознания.

Подражателей у Есенина множество, но все это - на предельно однообразном уровне, на перепеве некоторых второстепенных для него самого мелодий.

    Не изменят лик лица напевы
    Не стряхнут листа...
    Навсегда твои пригвождены ко древу
    Красные уста...
Так сетовал двадцатидвухлетний поэт на бессилие Слова, не подозревая о провидческой трагичности этой мысли...

Больше всего я люблю у Есенина «Радуницу» - эту как бы его языковую колыбель, которая еще раз всколыхнется в самом конце его удивительной жизни стихами последнего полугодия: «Слышишь, мчатся сани...», «Голубая кофта...», «Спит ковыль...», «Под окошком месяц...», « Снежная замять...», «Клен ты мой опавший...», «До свиданья, друг мой, до свиданья...»

Заканчивалась жизнь, стихи становились все короче, отчаяннее, глуше... Они звучали как бы издали, бубенцами зимней тройки, уносящейся в метель... Унеслись...

Значение и роль Есенина огромны. Он постепенно приобретает рядом с Пушкиным его «равноапостольский» статус, символически запечатлевая великий и таинственный грех раздвоения национальной культуры. которая .кажется, уже начала «троиться», добавляя себе еще и т.н «новорусский» вариант, который своим случайным маргинальным сознанием Есенина и не воспринимает... Впрочем, Пушкина тоже...

    © «Российская провинция» 1995(4) Г. Маквэй
Copyright © 2000—2003 «Сергей Есенин» Rambler's Top100
Гоголь Паустовский css