» Автобиографии » Избранное » Ранняя лирика » Маленькие поэмы
» Черный человек » Стихи 1910-1915 » Поэма о 36 » Анна Снегина
Загадка популярности Есенина

Они навсегда запечатлены в памяти людей — высокие даты календаря мировой поэзии. Среди них — 3 октября. Утром этого осеннего ветреного дня в 1895 году родился Сергей Александрович Есенин. Произошло это в старинном селе Константинове, что протянулось по правому берегу Оки, неподалеку от Рязани.

Сколько критиков толковало о загадке редчайшей популярности Есенина, а, собственно, загадки-то и не было. Талант душевной распахнутости, искренности, обаяния природа соединила в одном человеке с поразительным даром слышать музыку времени, чувствовать красоту мира, жить, «волнуясь сердцем и стихом». Такое случается, может, раз в столетие, а то и реже.

Ему на роду была написана судьба поэта. Чуткие к песенному слову люди понимали это с первого же знакомства с его стихами. Так, Александр Блок после встречи с молодым рязанцем говорил петроградскому литератору: "Если хотите увидеть подлинного поэта, заходите завтра вечером ко мне. У меня будет читать стихи Сергей Есенин."

Вспоминает Сергей Городецкий: «С первых же строк мне было ясно, какая радость пришла в русскую поэзию»

Максим Горький заметил: «Сергей Есенин не столько человек. сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии...»

Сам Есенин хороню понимал, какой чудесный дар носил он в себе, знал, что такое — быть поэтом. «...Жизнь моя за песню продана», — сказал он однажды, и это не было только красивой фразой.

Время неумолимо, его суд над словом художника не дано смягчить никакому защитнику. Сколько книг, поначалу имев­ших успех у читателей, а то и отмеченных — казалось, по достоинству — наградами, ушло и уходит в небытие. Книгам Есенина выпал иной жребий.

«Эта песня в сердце отзовется», — написал он о своих стихах и поэмах. Так оно и получилось. Песня Есенина всег­да находила живой отклик в людских душах, была их доброй спутницей и в радости и в печали. С годами она не только не старилась и не увядала, а словно бы молодела, открывала свои заветные тайники, обретала новые краски, новые оттен­ки. В наши дни мы являемся свидетелями всенародной люб­ви к Есенину, его мировой славы.

Есенинские стихи и поэмы переведены на многие языки народов братских республик, стал традиционным Всесоюз­ный Есенинский праздник поэзии. Стихи поэта издаются в странах социализма, а также в Америке, Франции, Англии.

«Есенин — один из величайших поэтов мира, один из честнейших поэтов мира... — сказал большой турецкий поэт Назым Хикмет. — Мы должны учиться у него честности, ничего не скрывая от Родины».

Из дальних и близких уголков нашей страны, со всех континентов планеты почитатели творчества Есенина приез­жают в село Константинове — в Музей-заповедник поэта. Что сюда приводит людей? Любовь к великому певцу России, желание сердцем прикоснуться к истокам его жизни, его позами.

В своих автобиографиях и стихах Есенин не раз писал, что он — сын крестьянина. Это была надежная опора для осуществления заветной мечты — стать «певцом и глашатаем» России, земли родной, благословенной.

Он рос среди коренных русских пахарей, испокон веков лелеющих «черную, потом пропахшую выть», знающих цгчу каждому колоску в поле, каждой травинке на лугу. От вечного труженика-крестьянина передалась будущему поэту сыновняя привязанность к родной земле, ее озерам и рощам, рассветам и закатам. От простых и открытых сердец перешли к нему «нежность грустная русской души», милосердие к людям, сочувствие всему живому, затаенная боль о быстротеч­ности молодости...

При жизни поэта многие читатели ждали его новых стихов, как писем от близкого, родного человека. Людям хоте­лось знать, что думает он о человеческом бытии, чему раду­ется, о чем печалится... И ожидания их не были напрасными: ведь и самому поэту казалось, что стихи он пишет только для верных друзей.

Тональность есенинских произведений многообразна. Но, пожалуй, самая пронзительная интонация — в стихах-раздумьях, в стихах, обращенных к другу или как бы произноси­мых в его присутствии. Ведь когда поэт говорит: «дорогая, сядем рядом...», это звучит приглашением к сопереживанию и для друга-читателя. Тут можно быть откровенным, выни­мать себя «на испод»: друг всегда поймет, разделит твои радости и невзгоды, сочувствием облегчит тяжелые минуты. «Всю душу выплещу в слова», — сказал поэт, когда впервые «схлестнулся» с рифмой, и этому стремлению оставался ве­рен и в юные и в зрелые годы. А душа его была чутка к болям и радостям времени, самое личное, самое сокровенное несло в себе их отзвук.

На его коротком веку произошло три войны и три революции. Среди крупных событий одно было исключительного для судеб России и всего мира значения — Великая Октябрьская социалистическая революция. «Суровые, грозные годы» наложили глубочайший отпечаток на его жизнь и на его творчество. «В сонме бурь неповторимые я вынес впечатленья», — заметил он позже.

В Октябрьской революции Есенин увидел осуществление извечной мечты крестьянина о воле, о справедливости, о земле с «среброзлачным урожаем». Ему был по душе очисти­тельный вихрь, промчавшийся по всей стране, поднявший ее к жизни небывалой и волнующей. «Сойди, явись нам, крас­ный конь! Впрягись в земли оглобли», — писал он в те годы. Красный конь — олицетворение силы, молодой и могучей, способной на действия вселенского размаха. И потому так смело обращение поэта: «За эти тучи, эту высь скачи к стране счастливой». Доскакать до намеченной цели оказалось непросто. Когда думаешь о драматических переживаниях Есенина в 1919-1922 годах, о его растерянности в условиях разрухи, голода, контрреволюционных заговоров, иностранной интервенции, нэпа, нельзя не сочувствовать ему, оказавшемуся в «узком промежутке» и поведавшем об этом в стихах, пронзи­тельных и беспощадных. Уход от сложностей жизни в кабак, как и следовало ожидать, не только не принес облегчения, а, наоборот, усугубил трагизм положения. И поэт нашел в себе силы, чтобы «избежать паденья с кручи» и выбраться из «логова жуткого» на свежий воздух. Нет, никогда не шел он по жизни этаким розовощеким бодрячком, ничем не встревоженным, ко всему, кроме собственной персоны, равнодушным. Ему была хорошо известна Цена рифмованным строчкам о пустяках.

    Я о своем таланте
    Много знаю.
    Стихи — не очень трудные дела.
    Но более всего
    Любовь к родному краю
    Меня томила,
    Мучила и жгла.
Вот позиция поэта — истинного сына Отечества! В горе и счастье, в печали и радости — всегда быть с народом, по­стоянно ощущать свою причастность к его делам и думам, к судьбе отчей земли, ее лесов и пашен...

Любовь к родному краю немыслима без любви к природе. «До радости, до боли» близки поэту российские просторы которым нет ни конца, ни края — «только синь сосет глазам Деревья, цветы, травы, реки, зори — во всем открывает он «душу живую», со всеми в родстве, всем поверяет свои завет­ные думы, а «друзья» ему — свои. Голос поэта как бы слива­ется с живыми голосами природы. В его стихах «темным елям снится гомон косарей», «тихо плачет на болоте выпь» «заря окликает другую»... Его образы живописны и неожидан^ ны: «Прибрела весна, как странница, с посошком, в лаптях бе-рестяных...» Или: «Осень - рыжая кобыла - чешет гриву»

У Есенина трудно найти чисто пейзажные стихотворения У него пейзаж растворен в самом лиризме. «Отцвела моя бе­лая липа, отзвенел соловьиный рассвет» - это сожаление о минувшей молодости и своеобразный пейзаж одновременно. Ю же слияние переживания и пейзажа происходит а строке: «На душе — лимонный свет заката...»

С нежностью и состраданием поэт относится ко всем жи­вым существам. «Для зверей приятель я хороший»,— полу­шутя-полусерьезно обронил он в одном стихотворении. Ему как бы открыты души животных, он понимает их чувства, переживания. Кому из читателей поэзии неизвестны стихи Есенина о корове, покорно ждущей своего последнего часа? О собаке, у которой отняли и утопили семерых щенят... О смертельно раненной лисице, приковылявшей на раздроблен­ной ноге к норе,— «желтый хвост упал в метель пожаром...». Стихотворения о животных? Да, но не только о них. За их переживаниями видятся человеческая печаль, человеческое горе.

Мир природы был для Есенина тем неисчерпаемым ис­точником, откуда он брал поэтические слова и образы. «Я по первому снегу бреду, в сердце ландыши вспыхнувших сил...» — начинает он стихотворение 1917 года, и рождается образ душевной чистоты, внутреннего подъема. Ожидается новое, возвышенное. Ведь неспроста и заснеженная равнина кажется такой необыкновенной: «Может, вместо зимы на по­лях это лебеди сели на луг».

В «Преображении» поэт радуется «светлому гостю» — этот образ он соотносит с революцией, когда «под плугом бури ревет земля». Некоторые стихи Есенина тех лет трудно читать про себя — они просятся на голос, чтоб взлететь над площадями, перекликаться с громами, И как ни густа в них библейская символика, с ней достойно спорят образы, от ко­торых нити тянутся опять-таки к природе, к бытию человека на земле.

«Как прекрасна земля и на ней человек...» Этот проникновенный вздох Есенина рожден великой нежностью к роди­не. В нем нашло свое продолжение чувство, искони присущее русской литературе. Вспомним древнего летописца: «О свет­ло светлая и красно украшенная земля Русская!» Или героев Горького: «Человек — это звучит гордо!» и «Красота какая... Как земля богата, как много на ней удивительного живет». Мечтая с юных лет «в счастье ближнего поверить», Есе­нин до конца дней своих пронес страстное желание видеть всех людей достойными нечаянной радости — жить на земле. И потому так неподдельно искренен его душевный жест:

    Каждый труд благослови, удача!
    Рыбаку — чтоб с рыбой невода,
    Пахарю — чтоб плуг его и кляча
Доставали хлеба на года. Светло раздумье поэта о тех, что «сердцем опростели под веселой ношею труда». И только в конце стихотворения выплескивается тихая боль: собственная жизнь складывается иначе...

Душа поэта знала взлеты и падения, тихую радость и смертельную тоску, тепло дружбы и горечь разочарований... «Был я весь — как запущенный сад»,— вспоминал он пере­житое Его нередко посещали усталость, подавленное на­строение. И тогда рождались стихи, полные неизбывной бо­ли, сожаления о напрасно растраченной молодости, чувства одиночества...

Он знал где можно вновь обрести силу духа. «Тянусь к людям», «люблю людей», признается поэт, и в этих словах -глубинная суть его личности. Поэзию Есенина можно назвать поэзией человеческого общения, братского родства людей, украшающих собой матерь-землю.

С теплой улыбкой смотрит поэт на хромого красноармей­ца, что односельчанам «рассказывает важно о Буденном, о том, как красные отбили Перекоп». Слово-то какое найдено: «важно»!

По сердцу Есенину комиссар сибирских золотых приисков Рассветов — один из главных персонажей драматической поэмы «Страна негодяев». Еще до революции обстоятельства забросили Рассветова за океан. В Америке, по его наблюде­ниям, капитализм опустошил душу человека, поставив пре­выше всего доллар.

В России Советская власть, социализм должны возвы­сить человека, ибо ради его счастья и свершилась револю­ция. Так говорит Рассветов, и поэт на стороне этого убежден­ного коммуниста, собранного, волевого человека.

Есенину собственными глазами довелось увидеть мир чис­тогана и наживы. Очерк об Америке он озаглавил ирониче­ски — «Железный Миргород». Осуждая мещанство и безду­ховность, Есенин отдавал должное американской индустрии, таланту людей труда. Ему захотелось и в родной стране, в Советской России, увидеть «сеть шоссе и железных дорог». Маяковский не ошибся, когда заметил: «Есенин вернулся из-за границы с ясной тягой к новому».

Раздумья о судьбах Родины и ее народа не могли не при­вести и привели поэта к Ленину. Есенин был в числе тех художников, которым удалось создать живой образ Влади­мира Ильича в поэзии — образ гения революции, простого, скромного человека. Я счастлив тем, что одними чувствами Я с ним дышал И жил. Сколько уважения, любви, веры, благородства за этим «Я счастлив»!

Боец, важно рассуждающий о Перекопе, портрет Ленина на стенном календаре, шустрая девчонка-школьница над книгой «Капитал», крестьянские думы: «С Советской властью жить нам по нутрю...» — приметы нового замечал поэт по­всюду. Это были добрые приметы. Путь в будущее ему открывался через «каменное и стальное». И тут же о себе: «Я не знаю, что будет со мною...» Мысли снова тянутся к отчему крову.

Из самого заветного уголка души вырывается слово, об­ращенное к той, что дала ему жизнь,— к матери. «Ты жива еще, моя старушка?» Это уже и не стихи, а сама собою изли­вающаяся ласка. Будет по-прежнему - знакомый дом, бе­лый весенний сад, тихое утро.

Песни жизни и любви, составившие цикл «Персидские мотивы», этот романтический сон о «шафранном крае», о радости любви, быстротечности счастья, о вечном зове родимого края. В цикле во всей своей свежести проявилась удивительная есенинская цветопись, тончайшая инструментовка стиха.

«Персидские мотивы» создавались в период, когда поэт жил в Грузии и Азербайджане. Это были плодотворнейшие и счастливейшие месяцы.

Стихи и поэмы, написанные под благодатным небом Кавказа, венчает самая знаменитая поэма Есенина «Анна Снегина». В ней как бы сошлись пути всех его творческих иска­ний. Эпос и лирика здесь слились в один сплав. Поэма со всей очевидностью показала: углубление миропонимания вело к утверждению в есенинских стихах классической пушкинской простоты, первозданной ясности художественных средств, гармонии настроения со звучанием каждого слова.

Талант Есенина мужал на редкость стремительно. За десять лет он достиг высот изумительных.

Это не значит, что каждая строчка в его стихах художественно совершенна. Тонкий вкус иногда изменял поэту.

Но все это в эмоциональной атмосфере стихотворений не замечается. Сила, полнота чувства, воплощенные в слове, в музыке стиха, захватывают в плен читателя и вызывают ответный отклик самых трепетных струн сердца.

«...Не зазвучать с тобою невозможно»,— признавался Есенину один литератор еще при жизни поэта.

И ныне, спустя более шести десятилетий после гибели великого русского лирика, мы можем повторить эту фразу, не меняя в ней ни слова.

    Ибо это — правда.
    И правда — надолго.

    © «Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы» 1989 Сергей Кошечкин

Copyright © 2000—2003 «Сергей Есенин» Rambler's Top100
Гоголь Паустовский css